версия для слабовидящихСайт www.arhiv.admboroviha.ru является архивом официального сайта www.admboroviha.ru Органов местного самоуправления Боровихинского сельсовета Первомайского района Алтайского края.
Органы местного самоуправления Боровихинского сельсовета Первомайского района Алтайского края
Администрация Совет депутатов Избирательная комиссия интернет-приёмная муниципальные закупки и торги

Новости

Информация для граждан по кадастровой оценки недвижимости

от 20 июня 2018 года
Информация для граждан по кадастровой оценки недвижимости

 

Памятка для правообладателей  объектов недвижимости

по государственной кадастровой оценке

Нововведения по ГКО

Государственная кадастровая оценка - это оценка недвижимости, проводимая для целей налогообложения, а также иных целей предусмотренных законодательством. В результате проведения государственной кадастровой оценки определяется кадастровая стоимость объектов недвижимости, которая используется в качестве налоговой базы
для земельного налога и налога на имущество. Государственная кадастровая оценка объектов недвижимости проводится не чаще одного раза в 3 года и не реже одного раза в 5 лет.

         С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон
от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

Существенное нововведение заключается в том, что проводить кадастровую оценку земельных участков, имущественных комплексов, торговых центров, квартир и других объектов недвижимости будут не независимые оценщики, как раньше, а специалисты специально созданных бюджетных учреждений субъектов РФ.  Бюджетные учреждения наделяются полномочиями по проведению государственной кадастровой оценки и будут действовать на постоянной основе.  

Также установлен новый порядок  исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, при котором заинтересованное лицо, обнаружившее  ошибку,  вправе обратиться непосредственно в бюджетное учреждение, которое такую кадастровую стоимость определило. Причем изменение кадастровой стоимости, полученной после исправления таких ошибок,  допускается только в сторону понижения.

Одним из ключевых изменений процедуры пересмотра кадастровой стоимости является отмена обязательного досудебного порядка урегулирования споров для юридических лиц.  Теперь законом установлено, что для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Учреждением при кадастровой оценке объектов недвижимости используются сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

Данные ЕГРН могут отличаться от фактических сведений об объектах недвижимости.  

В ЕГРН могут отсутствовать достаточные характеристики объектов. К сведениям (характеристикам) об объектах недвижимости, другими словами к ценообразующим факторам, влияющим на размер кадастровой стоимости, относятся: вид использования, фактическое использование, назначение, площадь, год ввода в эксплуатацию здания, этажность здания, материал основных несущих конструкций здания, дата проведения капитального ремонта здания и др.

В результате несоответствия учтенных в ЕГРН фактическим данным об объектах недвижимости, а также отсутствия достаточных данных об объектах полученная по итогам оценки кадастровая стоимость может быть завышена, причем значительно.

Правообладателям объектов недвижимости следует сверить сведения о своих объектах с информацией, содержащейся в ЕГРН, и при необходимости обратиться в Росреестр с заявлением о внесении изменений в записи ЕГРН.

 

Проведение ГКО в Алтайском крае

         Постановлением Правительства Алтайского края от 22.06.2017 № 226 принято решение о переходе на территории Алтайского края с 01.01.2017 к государственной кадастровой оценке в соответствии с нормами Закона № 237-ФЗ, и о создании Краевого государственного бюджетного учреждения «Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки» (Учреждение).

На созданное Учреждение возложены полномочия, связанные с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости. Учредителем Учреждения является Министерство имущественных отношений Алтайского края. Учреждение располагается по адресу г. Барнаул, ул. Кирова, 25а. Возглавляет Учреждение Никулин Андрей Александрович.

Проведение государственной кадастровой оценки земельных участков и иных объектов недвижимости в Алтайском крае запланировано на 2019 год. 

Извещение о принятии решения о проведении государственной кадастровой оценки с указанием видов объектов, подлежащих оценке, будет размещено в течение 30 дней со дня принятия такого решения на официальном сайте Министерства имущественных отношений Алтайского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также опубликовано в региональном печатном издании «Алтайская правда». 

Копия  решения о проведении государственной кадастровой оценки и проект отчета с промежуточными результатами кадастровой стоимости будут размещены в фонде данных государственной кадастровой оценки Росреестра.

Проект отчета будет доступен для ознакомления в течение 60 дней. В течение 50 дней со дня размещения заинтересованные лица вправе предоставлять замечания к проекту отчета. Замечания предоставляются в бюджетное учреждение или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг лично, почтовым отправлением или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая портал государственных и муниципальных услуг.

 

Декларации о характеристиках объекта недвижимости

Правообладатели вправе подать в Учреждение декларацию о характеристиках соответствующего объекта недвижимости. Приказом Минэкономразвития России от 27.12.2016 № 846 утверждена форма и  порядок рассмотрения декларации о характеристиках объекта недвижимости. Общий срок рассмотрения декларации - 20 рабочих дней. По итогам рассмотрения декларации Учреждением в адрес заявителя или его представителя, а также собственника объекта недвижимости направляется уведомление об учете информации, содержащейся в декларации, либо об отказе в ее учете с обоснованием отказа в ее учете по каждой неучтенной характеристике объекта недвижимости.  Важно знать, что перед тем, как направить декларацию в ГБУ, необходимо обратиться в Росреестр с заявлением о внесении изменений в записи ЕГРН.

Утверждение результатов определения кадастровой стоимости

Акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости вступает в силу 1 января года, следующего за годом проведения государственной кадастровой оценки, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его обнародования (официального опубликования).

В течение трех рабочих дней со дня официального опубликования акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, но не позднее 1 декабря года проведения государственной кадастровой оценки, акт и отчет об оценке направляются в Росреестр для внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости и размещения в фонде данных государственной кадастровой оценки.

Новая система кадастровой оценки призвана не только, обеспечить поступление налоговых платежей в бюджеты разных уровней,
но и определить кадастровую стоимость в размере, не превышающем рыночную стоимость.

Во избежание неправильного определения кадастровой стоимости
и завышения размера налога правообладателям следует реализовывать предоставленные  Законом о государственной кадастровой оценке права
и содействовать Учреждению в сборе полных и достоверных сведений о характеристиках объектов недвижимости.

 

Информационное письмо в ОМС

 

                Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"[1], вступившим в силу с 1 января 2017 года, установлен новый порядок проведения государственной кадастровой оценки
и определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

         Согласно нормам названного Федерального закона государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации постоянно действующими государственными бюджетными учреждениями на основе принципов единства методологии определения кадастровой стоимости, непрерывности актуализации сведений, необходимых для определения кадастровой стоимости, независимости и открытости процедур государственной кадастровой оценки на каждом этапе их осуществления, экономической обоснованности и проверяемости результатов определения кадастровой стоимости.

         Постановлением Правительства Алтайского края от 22.06.2017 № 226 принято решение о переходе с 01.01.2017 к государственной кадастровой оценке в соответствии с нормами Закона № 237-ФЗ и создании краевого государственного бюджетного учреждения "Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки"[2], одной из основных целей деятельности которого является осуществление полномочий, связанных
с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости.

         Уполномоченным органом на проведение государственной кадастровой оценки  на территории края и учредителем КГБУ "Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки" является Министерство имущественных отношений Алтайского края[3].

         Приказами Министерства имущественных отношений от 07.11.2017
№ 148 и от 29.12.2017 №  171 Учреждению утверждены государственные задания на 2017 год,  на 2018 и на плановый период 2019 и 2020 годов
в отношении следующих объектов недвижимости:

         -земельных участков (категория земель - земли сельскохозяйственного назначения);

         -1359593 объектов недвижимости (за исключением земельных участков);

         -18928  земельных участков (категория земель - земли промышленности);

         -59459 земельных участков в составе земель садовых
и огороднических объединений (категория земель - земли сельскохозяйственного назначения).

         В 2018 году Учреждением проводится подготовка к проведению государственной кадастровой оценки, а именно: сбор, обработка, систематизация и накопление информации, необходимой для определения кадастровой стоимости.

         Одной из основных задач Учреждения в процессе подготовки является сбор достаточных и достоверных сведений, которые влияют на размер кадастровой стоимости объектов недвижимости. Наиболее значимым фактором для проведения качественной и экономически обоснованной оценки является исходная информация, предоставляемая органами местного самоуправления. В связи с чем, важное значение имеет получение от органов местного самоуправления достоверной и максимально полной  информации
об объектах недвижимости, в том числе об их местоположении,  фактическом использовании, обеспеченности инженерной и транспортной инфраструктурой и иных ценообразующих факторах. Отсутствие
или недостоверные сведения даже по одному из таких факторов могут стать причиной ошибки в определении кадастровой стоимости объектов недвижимости и повлечь ее снижение в установленном законом порядке.

         В целях актуализации сведений и сбора недостающих информации
об объектах оценки, главам всех районов Алтайского края в декабре 2017 года и в январе-марте 2018 года Учреждением направлялись запросы
о фактическом использовании земельных участков сельскохозяйственного назначения. В настоящее время формируются запросы  по иным категориям объектов оценки и ценообразующим факторам. Данные запросы будут направлены в адрес органов местного самоуправления в ближайшее время.

          Статьями 12 и 14 Закона о государственной кадастровой оценке
на органы местного самоуправления, а также подведомственные
им организации, возложена обязанность предоставить имеющуюся
в их распоряжении информацию по запросу Учреждения или уведомить
об отсутствии запрошенной информации в течение двадцати рабочих дней
со дня получения запроса. Предоставляемая органами местного самоуправления информация в форме документа на бумажном носителе должна быть заверена подписью уполномоченного лица и скреплена печатью, а в форме электронного документа должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.

         Обращаю Ваше внимание на то, что новая система кадастровой оценки призвана не только определить кадастровую стоимость в размере,
не превышающем рыночную стоимость, но и обеспечить поступление налоговых платежей в бюджеты разных уровней.

         Кадастровая стоимость применятся в качестве налоговой базы,
с которой исчисляются местные налоги (налог на имущество физических лиц и земельный налог). Арендная плата за земельные участки, находящиеся
в муниципальной собственности, штрафы за нарушение земельного законодательства, поступающие в местный бюджет, также исчисляются
из кадастровой стоимости. Соответственно учет всех факторов, влияющих
на правильность расчета кадастровой стоимости, оказывает непосредственное влияние на увеличение доходной части местного бюджета. Кроме того, надлежащее определение кадастровой стоимости, в случае последующего оспаривания результатов оценки, позволит избежать возможных негативных последствий для местного бюджета в виде перерасчета налога, арендной платы и возврата из бюджета излишне уплаченных средств.

 

         Учитывая вышеизложенное, в целях определения экономически обоснованной кадастровой стоимости объектов недвижимости, прошу Вас оказать содействие краевому государственному бюджетному учреждению "Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки"
в сборе информации, согласовании и предоставлении максимально полных
и достоверных сведений об объектах оценки, разместить прилагаемые
к данному письму памятки для правообладателей на своих информационных ресурсах, а также назначить лиц, ответственных за взаимодействие
с Учреждением по вопросам определения кадастровой стоимости
и оперативного решения возникающих вопросов и сообщить их контактные данные по адресу электронной почты Учреждения interkad@interkad.alt.ru.

 

 

 

Руководитель                                                                                     А.А. Никулин

 

 

 

 

 

 

 

[1] Далее - Закон о государственной кадастровой оценке

[2] Далее - КГБУ, бюджетное учреждение, Учреждение

[3] Далее - Министерство имущественных отношений

 

Памятка для органов местного самоуправления

по государственной кадастровой оценке

 

Нововведения по ГКО

Государственная кадастровая оценка - это оценка недвижимости, проводимая для целей налогообложения, а также иных целей предусмотренных законодательством. В результате проведения государственной кадастровой оценки определяется кадастровая стоимость объектов недвижимости, которая используется в качестве налоговой базы
для земельного налога и налога на имущество. Действующим законодательством предусмотрена обязательная актуализация кадастровой стоимости не чаще одного раза в 3 года и не реже одного раза в 5 лет.

         Для совершенствования процедуры государственной кадастровой оценки принят и с 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон
от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

         Данным Федеральным законом предусмотрен новый порядок проведения государственной кадастровой оценки постоянно действующими специализированными государственными бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Алтайского края от 22.06.2017 № 226 принято решение о переходе с 01.01.2017 к государственной кадастровой оценке в соответствии с нормами Закона № 237-ФЗ и создании краевого государственного бюджетного учреждения «Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки» путем реорганизации краевого государственного унитарного предприятия «Алтайский центр земельного кадастра и недвижимости».

За бюджетным учреждением закрепляется комплекс функций, направленных на непрерывное сопровождение процесса определения кадастровой стоимости:

- определение кадастровой стоимости на основании единой методики;

-предоставление разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости, рассмотрение обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;

-сбор, обработка, систематизация и накопление информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, в том числе о данных рынка недвижимости, а также информации, использованной при проведении государственной кадастровой оценки и формируемой в результате ее проведения.

-определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них
и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Суть нововведений, таким образом, заключается в том, что проводить кадастровую оценку земельных участков, имущественных комплексов, торговых центров, квартир и дач будут не независимые оценщики,
как раньше, а специалисты бюджетных учреждений по единой методике,
что повысит качество и обеспечит единообразие определения кадастровой стоимости, в порядке, установленном Методическими указаниями, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017 № 226.

Кадастровая оценка будет проводиться по решению исполнительного органа  субъекта РФ не чаще 1 раза в 3 года и не реже 1 раза в 5 лет.

Федеральным законом № 237-ФЗ предусмотрена подготовка к проведению кадастровой оценки, в рамках которой должен быть осуществлен сбор всей необходимой для проведения такой оценки информации.

Одним из ключевых изменений процедуры пересмотра кадастровой стоимости является отмена обязательного досудебного порядка урегулирования споров для юридических лиц.  Теперь законом установлено, что для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Исправление ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, будет осуществляться путем непосредственного обращения в бюджетное учреждение, которое такую кадастровую стоимость определило. Причем допускается изменение кадастровой стоимости, полученной после исправления таких ошибок, только в сторону понижения.

Закон о государственной кадастровой оценке касается всех лиц,
у которых есть недвижимость, поскольку величина кадастровой стоимости влияет на размер имущественного и земельного налогов, арендной платы
за землю и других платежей.

Величина кадастровой стоимости напрямую влияет на размер имущественного и земельного налогов, арендной платы за землю, штрафов
за нарушения земельного законодательства (ст.46 Бюджетного кодекса РФ)
и других платежей, которые в большинстве случаев подлежат зачислению
в местные бюджеты.

 

Нормативные правовые акты, регулирующие проведение государственной кадастровой оценки

  • Федеральный закон от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 04.05.2017
    № 523 «Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного надзора за проведением государственной кадастровой оценки»;
  • Приказ Минэкономразвития России от 12.05.2017 № 226
    «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке»
  • Приказ Минэкономразвития России от 30.06.2017 № 317
    «Об утверждении Порядка рассмотрения обращений о предоставлении разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости, в том числе формы предоставления таких разъяснений»
  • Приказ Минэкономразвития России от 09.06.2017 № 284
    «Об утверждении Требований к отчету об итогах государственной кадастровой оценки»
  • Приказ Минэкономразвития России от 06.06.2017 № 270
    «Об утверждении формы предписания об устранении выявленных нарушений, связанных с несоблюдением порядка проведения государственной кадастровой оценки, в том числе методических указаний о государственной кадастровой оценке»
  • Приказ Минэкономразвития России от 12.04.2017 № 177
    «Об утверждении Перечня областей, в которых работники бюджетного учреждения, созданного субъектом Российской Федерации
    и наделенного полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, привлекаемые к определению кадастровой стоимости, должны иметь высшее образование и (или) профессиональную переподготовку, и Порядка подтверждения соответствия требованиям, предъявляемым к работникам бюджетного учреждения, созданного субъектом Российской Федерации
    и наделенного полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, привлекаемым к определению кадастровой стоимости»
  • Приказ Минэкономразвития России от 20.02.2017 № 74
    «Об утверждении Порядка формирования и предоставления перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в том числе количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, подлежащие указанию в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, требования к содержанию запроса о предоставлении перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке»
  • Приказ Минэкономразвития России от 27.12.2016 № 846
    «Об утверждении Порядка рассмотрения декларации
    о характеристиках объекта недвижимости, в том числе ее формы»
  • Приказ Минэкономразвития России от 16.06.2017 N 291
    "Об утверждении Порядка ведения фонда данных государственной кадастровой оценки и предоставления сведений, включенных в этот фонд, а также Перечня иных сведений о кадастровой стоимости,
    о порядке и об основаниях ее определения, требований
    по их включению в фонд данных государственной кадастровой оценки«
  • Постановление Правительства Алтайского края от 22.06.2017 № 226
    «О переходе к государственной кадастровой оценке в соответствии
    с Федеральным законом от 03.07.2016 N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»

К 15.07.2018 ожидаются изменения законодательства, касающиеся совершенствования порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и уточнения параметров расчета налога на имущество физических лиц. Об этом свидетельствует Послание Президента России
к Федеральному собранию 01.03.2018 и поручения Правительству России
по реализации Послания Президента.

 

Проведение государственной кадастровой оценки в Алтайском крае

На территории Алтайского края переход к государственной кадастровой оценке в соответствии с нормами Закона № 237-ФЗ осуществлен с 01.07.2017 (Постановление Правительства Алтайского края от 22.06.2017
№ 226).

На 2018−2020 г. г. запланирована подготовка и  проведение государственной кадастровой оценки по категориям земельных участков, по объектам капитального строительства. Это более 2 миллионов объектов.

Государственная кадастровая оценка имеет два основных этапа:

1-й этап — подготовка к проведению государственной кадастровой оценки (осуществляется до 1 января года определения кадастровой стоимости);

2-й этап — определение кадастровой стоимости.

На 2018 год запланирована подготовка к  проведению государственной кадастровой оценки объектов недвижимости. 

В 2019 году в Алтайском крае планируется оценка объектов капитального строительства, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения всех муниципальных образований, земель промышленности. 

Кто проводит ГКО, полномочия  учреждения

Осуществление полномочий, связанных с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости, в Алтайском крае возложено на краевое государственное бюджетное учреждение «Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки» (далее ГБУ).

Полномочия ГБУ по государственной кадастровой оценке:

  • Сбор, обработка, систематизация и накопление информации
    при определении кадастровой стоимости.
  • Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости не чаще одного раза в три года и не реже одного раза в пять лет.
  • Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости вновь учтенных, ранее учтенных в Едином государственном реестре недвижимости, а также в случае изменения количественных и (или) качественных характеристик объекта.
  • Хранение копий отчетов и документов, формируемых в ходе определения кадастровой стоимости.
  • Хранение копий документов и материалов, использованных
    при определении кадастровой стоимости.
  • Рассмотрение обращений, связанных с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
  • Разъяснение результатов определения кадастровой стоимости.
  • Представление копий хранящихся отчетов и документов, сформированных в ходе определения кадастровой стоимости, а также документов и материалов, которые использовались при определении уполномоченным государственным органам по их требованию.
  • Представление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный кадастровый учет
    и государственную регистрацию прав, информации о данных рынка недвижимости.
  •  Представление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный кадастровый учет
    и государственную регистрацию прав, информации, необходимой
    для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

С 1 января 2020 года к полномочиям ГБУ добавится проведение внеочередной государственной кадастровой оценки при снижении индекса рынка недвижимости в конкретном субъекте на тридцать и более процентов со дня проведения последней государственной кадастровой оценки. Пока ни в одном регионе столь серьезного падения не произошло.

Проведение ГКО в Алтайском крае

Кадастровая оценка проводится по решению органа государственной власти  субъекта РФ не чаще 1 раза в 3 года и не реже 1 раза в 5 лет.
При этом не учитывается проведение внеочередных оценок.

Определение кадастровой оценки объектов недвижимости
в Алтайском крае планируется в 2019 году.

Решение о проведении очередной государственной кадастровой оценки в Алтайском крае должно содержать сведения о годе проведения работ
по определению кадастровой стоимости; видах объектов недвижимости,
в отношении которых принято решение о проведении государственной кадастровой оценки; категории (категориях) земель, подлежащих государственной кадастровой оценке.

Извещение о принятом решении о проведении государственной кадастровой оценки будет размещено в течение 30 дней со дня принятия такого решения на официальном сайте Министерства имущественных отношений Алтайского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также опубликовано в региональном печатном издании «Алтайская правда», в котором осуществляется официальное опубликование правовых актов органов государственной власти. Копия решения
о проведении государственной кадастровой оценки размещается
в фонде данных государственной кадастровой оценки Росреестра.

Проект отчета для ознакомления и предоставления замечаний подлежит размещению в фонде данных государственной кадастровой оценки Росреестра. Срок размещения - 60 дней. Замечания к промежуточным отчетным документам представляются в течение пятидесяти дней со дня размещения сведений и материалов в фонде данных государственной кадастровой оценки. Замечания к промежуточным отчетным документам могут быть представлены любыми заинтересованными лицами  в бюджетное учреждение или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг лично, почтовым отправлением или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая портал государственных и муниципальных услуг

 

Порядок проведения государственной кадастровой оценки включает совокупность следующих действий:

-принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки;

-определение кадастровой стоимости и составление отчета
об итогах государственной кадастровой оценки;

 -утверждение результатов определения кадастровой стоимости.

 

  1. Принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки

Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения – не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет,
за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки. Указанный срок определяется со дня принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости до дня принятия акта
об утверждении следующих результатов определения кадастровой стоимости.

Государственная кадастровая оценка может быть проведена одновременно в отношении всех видов объектов недвижимости, а также всех категорий земель, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в случае принятия соответствующего решения при условии соблюдения установленной периодичности проведения государственной кадастровой оценки.

Для определения кадастровой стоимости осуществляется подготовка, включающая в себя, в том числе сбор и обработку информации, необходимой для определения кадастровой стоимости.

Подготовка к проведению государственной кадастровой оценки осуществляется до 1 января года определения кадастровой стоимости.

Сбор и обработка информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, осуществляются бюджетным учреждением, созданным субъектом Российской Федерации.

Росреестр формирует перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, на основании решения
о проведении государственной кадастровой оценки и предоставляет
в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации по его запросу.

Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в течение трех рабочих дней со дня поступления перечня направляет его в бюджетное учреждение.

В перечень включаются сведения Единого государственного реестра недвижимости актуальные по состоянию на 1 января года определения кадастровой стоимости (за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки на иную дату) обо всех объектах недвижимости, указанных в решении о проведении государственной кадастровой оценки.

  1. Определение кадастровой стоимости и составление отчета
    об итогах государственной кадастровой оценки

Определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением, созданным субъектом Российской Федерации, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

По итогам определения кадастровой стоимости, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки, бюджетным учреждением в соответствии с требованиями к отчету составляются в форме электронного документа промежуточные отчетные документы, которые являются проектом отчета.

Бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней со дня составления промежуточных отчетных документов размещает их на своем официальном сайте и направляет их в Росреестр на электронном носителе
в форме электронного документа.

Росреестр в течение десяти рабочих дней со дня получения промежуточных отчетных документов проверяет их на соответствие требованиям к отчету и в течение трех рабочих дней со дня окончания проверки направляет в бюджетное учреждение и уполномоченный орган субъекта Российской Федерации уведомление о соответствии
или несоответствии промежуточных отчетных документов требованиям
к отчету.

Бюджетное учреждение устраняет выявленное несоответствие
в течение семи рабочих дней со дня получения уведомления и представляет
в Росреестр исправленные промежуточные отчетные документы
для повторной проверки.

Если промежуточные отчетные документы соответствуют требованиям к отчету, Росреестр в течение трех рабочих дней со дня окончания их проверки размещает в фонде данных государственной кадастровой оценки сведения и материалы, содержащиеся в промежуточных отчетных документах, на шестьдесят дней для представления замечаний, связанных с определением кадастровой стоимости, и информацию о порядке и сроках представления замечаний к промежуточным отчетным документам.

Замечания представляются в течение пятидесяти дней со дня размещения указанных сведений и материалов любыми заинтересованными лицами в бюджетное учреждение или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Бюджетное учреждение не реже чем один раз в пять дней в течение срока размещения промежуточных отчетных документов размещает на своем официальном сайте:

-обновленные промежуточные отчетные документы;

-информацию о кадастровых номерах объектов недвижимости, пересчет кадастровой стоимости которых осуществлен;

-описание проведенного пересчета кадастровой стоимости каждого из объектов недвижимости с обоснованием учета замечания;

-информации о замечаниях, которые не были учтены,
с соответствующим обоснованием отказа в их учете.

Бюджетное учреждение вносит изменения в промежуточные отчетные документы по итогам рассмотрения замечаний к ним не позднее окончания срока размещения сведений и материалов в фонде данных
и в течение десяти дней после истечения указанного срока составляет отчет, включающий в себя справку с информацией об учтенных и неучтенных замечаниях к промежуточным отчетным документам с обоснованием их учета, отказа в учете или об отсутствии замечаний, а также об исправлении выявленных Росреестром нарушений требований к отчету.

В течение трех рабочих дней со дня составления отчета бюджетное учреждение направляет его на электронном носителе в форме электронного документа в Росреестр.

В течение двадцати рабочих дней Росреестр проводит проверку отчета на соответствие требованиям к отчету и направляет в бюджетное учреждение и уполномоченный орган субъекта Российской Федерации предписание об устранении выявленных нарушений или уведомление
об отсутствии нарушений.

В случае выявления нарушений требований к отчету бюджетное учреждение в течение десяти рабочих дней со дня получения предписания осуществляет их устранение и в течение трех рабочих дней направляет
в Росреестр отчет на электронном носителе в форме электронного документа для проведения повторной проверки.

Если нарушений не выявлено, бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней со дня получения уведомления об отсутствии нарушений направляет в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации
три экземпляра отчета на электронном носителе в форме электронного документа и одну копию отчета на бумажном носителе.

Декларации о характеристиках объекта недвижимости

 

Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в течение тридцати дней со дня принятия решения о проведении государственной кадастровой оценки обеспечивает информирование о принятии этого решения, а также о приеме бюджетным учреждением деклараций
о характеристиках объектов недвижимости путем:

1) размещения извещения на своем официальном сайте
в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

2) опубликования извещения в печатном средстве массовой информации, в котором осуществляется обнародование (официальное опубликование) правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

3) размещения извещения на своих информационных щитах;

4) направления копии решения о проведении государственной кадастровой оценки в орган регистрации прав для его размещения в фонде данных государственной кадастровой оценки;

5) направления копии решения о проведении государственной кадастровой оценки в органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, для размещения извещения на информационных щитах указанных органов.

Приказом Минэкономразвития России от 27.12.2016 № 846 утверждена форма и  порядок подачи, порядок рассмотрения декларации
о характеристиках объекта недвижимости.

Общий срок рассмотрения декларации - 20 рабочих дней с даты регистрации поступившей декларации в бюджетном учреждении. По итогам рассмотрения декларации бюджетным учреждением в адрес заявителя
или его представителя, а также собственника объекта недвижимости направляется уведомление об учете информации, содержащейся
в декларации, либо об отказе в ее учете с обоснованием отказа в ее учете
по каждой неучтенной характеристике объекта недвижимости.

Сведения, когда-то внесенные в реестр недвижимости и используемые при кадастровой оценке, могут отличаться от фактических сведений
в настоящее время.  В результате несоответствия учтенных в ЕГРН
и фактических данных об объектах недвижимости полученная по итогам оценки кадастровая стоимость может быть завышена, причем значительно.

Величина кадастровой стоимости напрямую влияет на размер налога
на недвижимость и землю, а также арендной платы за землю и других платежей.

Во избежание неправильного определения кадастровой стоимости
и завышения размера налога собственникам следует  предоставлять декларации о характеристиках объектов недвижимости в 2019 году.

Перед тем, как направить декларацию в ГБУ, необходимо обратиться
в Росреестр с заявлением о внесении изменений в записи ЕГРН.

Декларация может быть направлена по почте либо представлена лично в  ГБУ или МФЦ, а также с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе
сети "Интернет", включая портал государственных и муниципальных услуг.

 

  1. Утверждение результатов определения кадастровой стоимости

Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в течение двадцати рабочих дней со дня получения отчета утверждает содержащиеся
в таком отчете результаты определения кадастровой стоимости путем принятия соответствующего акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости и в течение тридцати рабочих дней со дня принятия такого акта обеспечивает его официальное опубликование и информирование о его принятии.

Акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости вступает в силу 1 января года, следующего за годом проведения государственной кадастровой оценки, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его обнародования (официального опубликования).

Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в течение трех рабочих дней со дня официального опубликования акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, но не позднее 1 декабря года проведения государственной кадастровой оценки направляет его копию и экземпляр отчета, составленного на электронном носителе в форме электронного документа, в Росреестр для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости
и размещения в фонде данных государственной кадастровой оценки.


Взаимодействие ГБУ с органами местного самоуправления
по сбору информации, необходимой для определения кадастровой стоимости объектов недвижимости

Для достижения общих интересов и исполнения возложенных обязанностей необходимо реализовать эффективное взаимодействие органов местного самоуправления с Учреждением и Министерством имущественных отношений Алтайского края по сбору полной и достоверной информации, необходимой для определения кадастровой стоимости объектов оценки.

Подготовка к проведению государственной кадастровой оценки осуществляется в соответствии со ст. 12 Закона о государственной кадастровой оценке, Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017 № 226, Государственным заданием на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденным приказом Министерства имущественных отношений Алтайского края от 29.12.2017 № 171.

Одной из основных задач Учреждения на этапе подготовки является сбор достаточных и достоверных сведений, которые влияют на размер кадастровой стоимости объектов недвижимости.

На данном этапе важное значение отводится получению от органов местного самоуправления наиболее полной и объективной информации о местоположении объектов, фактическом использовании, обеспеченности инженерной и транспортной инфраструктурой, а также других ценообразующих факторах.

После принятия решения о проведении государственной кадастровой оценки предстоит совместная работа с участием органов местного самоуправления по актуализации собранной на этапе подготовки информации, ее согласование и т.д.

Следует обратить внимание, что предоставляемая органами местного самоуправления информация в форме документа на бумажном носителе должна быть заверена подписью уполномоченного лица и скреплена печатью, а в форме электронного документа должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.

В соответствии со ст.ст. 12, 14 Закона о государственной кадастровой оценке, на органы местного самоуправления, а также подведомственные
им организации, возложена обязанность предоставить имеющуюся
в их распоряжении информацию по запросу Учреждения или уведомить
об отсутствии запрошенной информации в течение двадцати рабочих дней
со дня получения запроса.

Новый порядок кадастровой оценки призван не только определить кадастровую стоимость в размере, не превышающем рыночную стоимость, но и обеспечить поступление налоговых платежей в бюджеты разных уровней.

Кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы
из которой исчисляются налоги (налог на имущество физических лиц
и земельный налог). Арендная плата за земельные участки, находящиеся
в муниципальной собственности, штрафы за нарушения земельного законодательства, также поступающие в местный бюджет, исчисляются исходя из кадастровой стоимости. Соответственно правильность расчета кадастровой стоимости влияет на увеличение доходной части местного бюджета. Кроме того, надлежащее определение кадастровой стоимости,
в случае последующего оспаривания результатов оценки, позволит избежать возможных негативных последствий для местного бюджета в виде перерасчета налога, арендной платы и возврата излишне уплаченных средств.

 

Во избежание неправильного определения кадастровой стоимости
и завышения размера налога правообладателям следует содействовать ГБУ
в сборе сведений о характеристиках объектов недвижимости, своевременно обращаться в Росреестр для кадастрового учета изменений характеристик объектов недвижимости, реализовывать предоставленные органам местного самоуправления права.

 

 

Ценообразующие факторы на земельные участки:

 

Основные сведения:

- категория земель (при наличии ее влияния), вид разрешенного использования;

- площадь земельного участка;

- фактическое использование;

-коэффициент протяженности земельного участка по данным геоинформационных систем (ГИС);

- наличие обременений (ограничений) земельного участка;

- характеристики застройки земельного участка.

 

Дополнительные характеристики сегмента 

"Сельскохозяйственное использование":

- вид угодий;

- нормативная урожайность;

- гранулометрический состав почв (механический состав);

- каменистость почв;

- засоление почв;

-  солонцеватость почв;

- солонцы по мощности надсолонцового горизонта;

- карбонатность почв;

- уплотнение почв;

- переувлажнение;

- наличие неудобиц (степень изрезанности рельефом);

- пестрота почвенного покрова;

- удаленность от рынков сбыта.

 

 

Ценообразующие факторы на ОКС

 

Общие сведения:

- вид разрешенного использования;

- назначение;

- фактическое использование;

- площадь, иная характеристика;

- плотность застройки земельного участка;

- плотность застроенности земельного участка;

- количество надземных этажей;

- количество подземных этажей;

- этажность;

- этаж расположения;

- материал основных несущих конструкций;

- год ввода объекта в эксплуатацию или завершения строительства
(для ОНС - год получения разрешения на строительство);

- дата проведения капитального ремонта (реконструкции);

- дата установления состояния;

 -капитальность объекта;

- планировка;

- наличие обременений (ограничений) ОКС.

 

Сведения о местоположении:

-расположение земельного участка относительно автомобильных дорог, их тип (федеральная, региональная и межмуниципальная, местного значения, частная автомобильная дорога), их наименование, тип покрытия (асфальт, бетон, улучшенное грунтовое покрытие, грунтовое покрытие,
без покрытия и прочее);

-линия застройки ОКС;

-расположение земельного участка относительно ближайшего водного объекта, его наименование, тип (море, река, озеро, пруд, затопленный карьер и прочее);

-расположение земельного участка относительно ближайшей рекреационной зоны, ее наименование и тип (лесной массив, парковая зона, заповедная зона и прочее);

-расположение земельного участка относительно  железных дорог, их тип (грузовая, пассажирская, смешенного назначения; пригородная, транзитная;промышленная, временная, тупиковая).

 

Сведения об инженерной инфраструктуре:

-категория, проектная мощность линейного объекта;

-класс линейного объекта;

-расположение земельного участка относительно линий электропередач;

-протяженность земельных участков под линейными объектами;

-расположение земельного участка относительно магистральных газопроводов;

-описание коммуникаций (электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение, теплоснабжение, канализация), в том числе их удаленность от земельного участка.

 

Прочие сведения:

-уровень цен потребительской корзины по муниципальным районам (городским округам);

-товарооборот на 1 человека по муниципальным районам (городским округам);

-наличие в сельском населенном пункте магазина;

-наличие в сельском населенном пункте общеобразовательной школы;

-расстояние до земельных участков зоны разработки полезных ископаемых;

-зоны особого режима использования в границах земельных участков;

-принадлежность земельного участка к организованной промышленной зоне;

-наименование и расстояние от объекта до локального (локальных) центра (центров), положительно влияющего (влияющих) на стоимость объектов недвижимости;

-наименование и расстояние от объекта до локального(-ых) 
центра(-ов), отрицательно влияющего(-их) на стоимость объектов недвижимости.

 

Ценообразующие факторы – земли промышленности:

 

- отраслевая принадлежность,

- сведения о местоположении,

- инженерно – транспортная инфраструктура,

- обеспечение ресурсами,

- рентабельность производства.

 

При определении наиболее эффективного использования земельного участка принимается во внимание:

- его целевое назначение и разрешенное использование,

- преобладающие способы землепользования в ближайшей окрестности оцениваемого земельного участка,

- ожидаемые изменения на рынке земельных участков,

- существующее использование земельного участка.

 

 

 

                                          Памятка

для сотрудников «горячей линии»

по вопросам государственной кадастровой оценки

 

 

В начале телефонного разговора сотрудник должен представиться:

«Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки» должность ФИО, здравствуйте,  …..

  1. Телефоны и режим «горячей линии»:
  2. Реквизиты, контакты ГБУ: г. Барнаул, ул. Деповская, д. 7г

Приемная тел.  669-077 – Комарова Ирина Валерьевна

  1. Что входит в полномочия ГБУ?

1) определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки;

2) определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости или ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений
об изменении характеристик объекта;

3) предоставление разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости;

4) рассмотрение обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;

5) сбор, обработка, систематизация и накопление информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, в том числе о данных рынка недвижимости, а также другой информации, которая необходима при проведении государственной кадастровой оценки;

6)  рассмотрение деклараций, предоставленных правообладателями.

 

  1. Может ли КГБУ «Алтайский центр недвижимости
    и государственной кадастровой оценки» выполнить оценку кадастровой стоимости конкретного объекта недвижимости по заявлению заинтересованного лица?

         Нет, не может. Государственное бюджетное учреждение не заключает договоры на проведение оценки с юридическими и физическими лицами
и  не  устанавливает рыночную стоимость объектов недвижимости.

 

  1. В какой срок проводится государственная кадастровая оценка?

 

Государственная кадастровая оценка проводится не чаще одного раза
в три года
и не реже одного раза в пять лет, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки. Срок определяется
со дня принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости до дня принятия акта об утверждении следующих результатов определения кадастровой стоимости. В Алтайском крае предполагается  проведение государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (земельных участков, объектов капитального строительства) в 2019 году.

 

  1. Размещение в фонде данных государственной кадастровой оценки сведений и материалов содержащиеся в промежуточных отчетных документах. Где можно ознакомиться с промежуточным отчетом?

 

По итогам определения кадастровой стоимости и после проверки промежуточных отчетных документов, орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня окончания проверки документов размещает
в фонде данных государственной кадастровой оценки сведения
и материалы
, содержащиеся в промежуточных отчетных документах,
а также сведения о месте размещения таких документов на официальном сайте бюджетного учреждения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на шестьдесят дней для представления замечаний, связанных с определением кадастровой стоимости.

 

  1. Порядок предоставления замечаний к промежуточным отчетным документам

Замечания к промежуточным отчетным документам представляются
в течение 50 дней со дня размещения сведений и материалов, в фонде данных государственной кадастровой оценки. Замечания к промежуточным отчетным документам могут быть представлены любыми заинтересованными лицами. Замечания могут быть представлены
в бюджетное учреждение или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг лично, почтовым отправлением или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе
сети "Интернет", включая портал государственных и муниципальных услуг
. Днем представления замечания к промежуточным отчетным документам считается день его представления в бюджетное учреждение или многофункциональный центр, день, указанный на оттиске календарного почтового штемпеля уведомления о вручении (в случае его направления почтовой связью), либо день его подачи с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе
сети "Интернет", включая портал государственных и муниципальных услуг.

Замечание к промежуточным отчетным документам наряду
с изложением его сути должно содержать:

1) фамилию, имя и отчество (последнее - при наличии) физического лица, полное наименование юридического лица, номер контактного телефона, адрес электронной почты (при наличии) лица, представившего замечание к промежуточным отчетным документам;

2) кадастровый номер и (или) адрес объекта недвижимости,
в отношении определения кадастровой стоимости которого представляется замечание к промежуточным отчетным документам;

3) указание на номера страниц промежуточных отчетных документов, к которым представляется замечание (по желанию).

К замечанию к промежуточным отчетным документам могут быть приложены документы, подтверждающие наличие ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также декларация
о характеристиках объекта недвижимости
.

 

  1. Официальное опубликование акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости. Где можно ознакомиться
    с результатами определения кадастровой стоимости?

 

Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в течение тридцати рабочих дней со дня принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости обеспечивает его официальное опубликование и информирование о его принятии путем:

1) размещения извещения на своем официальном сайте
в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

2) опубликования извещения в печатном средстве массовой информации, в котором осуществляется обнародование (официальное опубликование) актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

3) размещения извещения на своих информационных щитах;

4) направления информации в орган регистрации прав для размещения извещения на информационных щитах органа регистрации прав, а также
в фонде данных государственной кадастровой оценки;

5) направления информации в органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, для размещения извещения на информационных щитах указанных органов.

Акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости вступает в силу 1 января года, следующего за годом проведения государственной кадастровой оценки, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его обнародования (официального опубликования). 
В Алтайском крае предполагается  введение новой кадастровой стоимости объектов недвижимости с 01.01.2020г.

 

  1. В какой срок бюджетное учреждение предоставляет разъяснения, связанные с определением кадастровой стоимости? Какие данные нужно указать в обращении?

 

Бюджетное учреждение предоставляет разъяснения, связанные
с определением кадастровой стоимости, на основании обращения физических и юридических лиц о предоставлении разъяснений, течение тридцати дней со дня поступления в бюджетное учреждение обращения о предоставлении разъяснений.  Фактически не ранее 01.01.2020г.

Обращение о предоставлении разъяснений в обязательном порядке должно содержать:

1) фамилию, имя и отчество (последнее - при наличии), адрес места жительства физического лица, полное наименование, местонахождение юридического лица, номер контактного телефона, адрес электронной почты (при наличии) лица, подавшего обращение о предоставлении разъяснений;

2) кадастровый номер и (или) адрес объекта недвижимости.

 

 В случае, если обращение о предоставлении разъяснений,
не соответствует вышеуказанным требованиям, установленным ст. 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", то оно не подлежат рассмотрению.

 

  1. Если обнаружена техническая ошибка, есть ли возможность
    ее исправить во внесудебном порядке?

 

Бюджетные учреждения, определившие кадастровую стоимость, рассматривают обращения об исправлении ошибок, допущенных
при ее определении. Фактически - не ранее 01.01.2020г.

Днем подачи обращения об исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, считается день его представления в бюджетное учреждение или многофункциональный центр, день, указанный на оттиске календарного почтового штемпеля уведомления о вручении (в случае его направления почтовой связью), либо день его подачи с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе
сети "Интернет", включая портал государственных и муниципальных услуг.

Обращение об исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, должно содержать:

1) фамилию, имя и отчество (последнее - при наличии) физического лица, полное наименование юридического лица, номер контактного телефона, адрес электронной почты (при наличии) лица, подавшего обращение;

2) кадастровый номер и (или) адрес объекта недвижимости (объектов недвижимости), в отношении которого подается обращение об исправлении технической;

3) суть обращения об исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, с указанием (по желанию) номеров страниц отчета, на которых содержатся соответствующие ошибки;

4) информацию о необходимости предоставления разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости.

 К обращению об исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, прилагаются документы, подтверждающие наличие технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости. А также может быть

Все новости

Новости
Объявления

Главное

Полезная информация
ГосУслуги.Ру
Сайты государственных органов и другая полезная информация
  • ПрезидентПрезидент Российской Федерации
    Сайт президент.рф
  • ПравительствоПравительство Российской Федерации
    Сайт правительство.рф
  • ЕдиныйЕдиный портал государственных и муниципальных услуг
    Сайт gosuslugi.ru
  • АдминистрацияАдминистрация Первомайского района,Адрес: 658080, Алтайский край, г.Новоалтайск, ул.Деповская, 19-а Приемная: (38532) 2-04-00, факс: (38532) 2-04-07, 2-14-52, 2-24-71 Единая дежурная диспетчерская служба администрации: (38532) 4-20-02 Email: perv_adm@mai
    Сайт perv-alt.ru/
  • ПрогнозПрогноз погоды
    Сайт rp5.ru/5929/ru
  • ПорталПортал услуг Публичная кадастровая карта
    Сайт maps.rosreestr.ru/PortalOnline
Прокрутить влево
Прокрутить вправо
Открытые данные
Ограничение по возрасту: 18+.  |  Сегодня: 22 октября 2019 года, вторник.  |  Версия для слабовидящих  |  ↑ Вверх ↑
Сайт www.arhiv.admboroviha.ru является архивом официального сайта www.admboroviha.ru Органов местного самоуправления Боровихинского сельсовета Первомайского района Алтайского края. Здесь расположены официальные материалы деятельности Органов местного самоуправления Боровихинского сельсовета Первомайского района Алтайского края с марта 2012 года по октябрь 2018 года. Текущие официальные материалы деятельности Органов местного самоуправления Боровихинского сельсовета Первомайского района Алтайского края расположены на официальном сайте www.admboroviha.ru Органов местного самоуправления Боровихинского сельсовета Первомайского района Алтайского края
Электронная почта info@admboroviha.ru является официальной электронной почтой Органов местного самоуправления Боровихинского сельсовета Первомайского района Алтайского края
Все материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0 International
© 2012 - 2019 Органы местного самоуправления Боровихинского сельсовета Первомайского района Алтайского края
Прокрутить вверх
Прокрутить вниз